В начальной школе (1-4 классы) в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям порядка» (собирательный образ государственных органов и персонажей, которые призваны обеспечивать конституционные права и свободы, порядок и законность, соблюдение гражданских прав и свобод), формируется образец моральных качеств и общечеловеческих ценностей, к которому необходимо стремиться. Главные понятия здесь - что такое хорошо и что такое плохо, что такое честность, что такое справедливость.
Ведущей воспитательной задачей для учащихся 5-7 классов является формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе - образ «хранителей порядка» при посредничестве коллективно-творческих дел и ролевых игр получает свое дальнейшее развитие и превращается в образ «организаторов порядка».
У обучающихся 8-9 классов педагоги формируют особые компетентности, которые предопределяют необходимость соотносить способы решения возникающих жизненных задач и проблем с действующими в обществе и государстве нормами, правилами, законами. Условная «образовательная формула», которая реализуется на этом возрастном этапе правового обучения и воспитания, - это «жизненный успех без нарушения законов», здесь широко используются обучающие практикумы.
Образовательная технология позволяет сформировать у учащихся 10, 11 классов эффективное антикоррупционное мировоззрение, в основу которого положено понимание коррупции как особого вида правонарушений и преступлений.
Во всех образовательных учреждениях района реализуются элементы антикоррупционного образования по учебным предметам история, обществознание, литература. В рабочих программах и тематическом планировании прописаны элементы антикоррупционного образования по соответствующим предметам.
Например:
Уроки обществознания:
6 класс –Право и правопорядок
-Как можно защититься от несправедливости
-Право на службе человека.
7 класс – Опасный путь преступной жизни
-Подросток в обществе риска
8 класс- Роль государства в экономике
9 класс – Гражданское общество и правовое государство
-Преступление
10 класс - Роль государства в экономике
-Политическая власть
11 класс – Юридическая ответственность
- Отклоняющееся и противоправное поведение
- Влияние общества на личность
Уроки истории :
- Государство и российское общество
- Российское чиновничество
- Двойные стандарты в борьбе с коррупцией.
Уроки литературы 9 кл.
«Нравственные проблемы рассказа Солженицына «Матренин двор»»
«Сатира В.Маяковского»
Ознакомление обучающихся со статьями УК РФ о наказании за коррупционную деятельность проходят на уроках обществознания, на которые приглашаются работники правоохранительных органов.
Вопросы антикоррупционного образования рассматриваются на районных методических объединениях учителей истории и обществоведения, учителей русского языка и литературы.
В образовательных организациях проведены родительские собрания «Антикоррупционная деятельность»
Творческий подход и множество новаций в антикоррупционном обучении и воспитании учащихся присутствуют во многих школах нашего района. Хочется особо отметить ответственное отношение, проявленное к организации антикоррупционного обучения и воспитания; неравнодушную гражданскую позицию учителей-предметников, завучей по воспитательной работе, директоров школ. Рассказывая старшеклассникам о причинах и сущности коррупции, об исторических примерах коррупции и ее последствиях, о способах борьбы с ней учителя истории, обществознания, литературы выходят здесь далеко за рамки обязательной учебной программы, используют самую свежую информацию, полученную из Интернета, из сетевых сообществ, из средств массовой информации.
На сайте в отделе образовании размещены методические рекомендации по ведении внеклассных мероприятий.
В рамках антикоррупционного воспитания и обучения во всех школах прошли следующие мероприятия:
- Проверка новых должностных инструкций работников учреждения на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, которые могут оказать влияние на работника при исполнении им своих должностных обязанностей.
- Проведение мониторинга всех локальных актов, издаваемых администрацией школы на предмет соответствия действующему законодательству
(оформляется в виде заключения)
-Обеспечение выполнения всех регламентов, прозрачности работы приёма документов в школу. Полное информирование родителей, законных представителей о правилах и порядке приема, организация консультирования очного, заочного (телефонная, электронная связь), анонимного.
- Ознакомление родителей, законных представителей с Уставами школ, Правилами внутреннего распорядка, Приказами, правилами поведения школьников.
- Ознакомление учащихся с формами контроля успеваемости, правилами отработки занятий.
- Информирование учащихся о способах подачи сообщений по коррупционным нарушениям (телефоны доверия МВД).
- Поведены встречи администрации с родителями, информирование о правилах организации учебного процесса.
-Проведено заседание общешкольного родительского комитета по утверждению списка льготников на бесплатное питание в школьной столовой.
Например: В Скугареевской СОШ: «Проведение круглого стола в 9 классе на уроках обществознания по теме «Коррупция-
угроза для демократического государства», анкетирование учащихся 9 класса по отношению учащихся к проблеме коррупции, отчет директора школы перед работниками о проводимой работе по предупреждению коррупции (совещание с учителями)
В МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ: Совещание при заместителе директора по ВР на тему «Коррупция и борьба с ней», Заседание ШМО классных руководителей «Работа классного руководителя по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся», беседа «Мои права». , книжные выставки:
«Права ребёнка»
«Наши права –наши обязанности»
«Право на образование»
«Закон в твоей жизни»,
Проведение тематических классных часов, посвященных вопросам коррупции в государстве:( 7-11 классы)
-Роль государства в преодолении коррупции.
-СМИ и коррупция.
В Солдатскоташлинской СОШ: проведена беседа « Как гражданское общество может противодействовать коррупции» 5-9 классы, Деловая игра « Мы хотим жить в цивилизованной стране» 11 класс, Творческая работа (сочинение) на темы: «Если бы я стал президентом»,
«Легко ли всегда быть честным?» и др.
В целях активизации работы образовательных организаций по профилактике нарушений установленного порядка ЕГЭ И ОГЭ, формирования ответственного отношения выпускников образовательных организаций к порядку проведения ГИА 2016г. 16 по 26 марта 2017г все образовательные организации района приняли участие в муниципальном конкурсе плакатов «Честное ЕГЭ». В рамках Недели антикоррупционных инициатив с 25 по 29 сентября учащиеся общеобразовательных организаций приняли участие в конкурсе рисунков «Нет коррупциии!», с охватом 47 человек.
|